Применительно к деятельности морского транспортного флота, безопасность мореплавания – это не только выполнение требований МППСС-72, но и обеспечение сохранности перевозимого груза. Между тем, аварийность из-за нарушений правил проведения погрузо-разгрузочных работ и транспортировки грузов весьма велика. Среди прочих причин, приводящих к аварийности, связанных с проведением грузовых операций, не последнее место занимают факторы усталости и некомпетентности судовых специалистов.
Усталость – это естественное состояние организма. Если над усталостью установить контроль, то она не приведет к пагубным последствиям. Если же усталость выходит из-под контроля, то последствия могут быть серьезными. О последствиях усталости свидетельствует статистика по аварийности на флоте. Фактор усталости и его влияние уже стал предметом обсуждения на международных семинарах по безопасности мореплавания, но до научных исследований дело пока что не дошло, хотя предпосылки к этому имеются.
Возникновение и причины усталости зависят от многих факторов, таких как интенсивность судоходства на линии, продолжительность и загруженность экипажа во время стоянки в порту, что является следствием сокращения экипажей и повышения интенсивности проведения погрузочно-разгрузочных работ. Возникают ситуации, когда не выполняются требования Конвенций МОТ в части чередования труда и отдыха экипажа. Напряженность стояночного времени связана не только с выполнением непосредственных служебных обязанностей, но и с тем, чтобы встретить представителей многочисленных контролирующих организаций. Например, в состав Ассоциации пассажирских судов России входит 200 судов, продолжительность навигации которых составляет 4,5 месяца в году, при этом они подвергаются проверкам 29 контролирующих органов. Если говорить о судах, совершающих международные рейсы, то здесь также наплыв контролирующих органов занимает значительное время.
На фоне всех довольно многочисленных дел и проверок, основная деятельность в период стояночного времени, «погрузка-выгрузка», уходит на задний план. Занятость другими делами, а порою, недостаточная компетентность приводит к тому, что погрузка или выгрузка производятся не в полном соответствии с требованиями, предъявляемыми к данному виду судовой деятельности. В статистике аварийности на морском флоте значительное место занимают происшествия, связанные с нарушениями технологических процессов погрузки, выгрузки и транспортировки грузов.
Убытки компаний, участвующих в транспортном процессе, порою достигают значительных размеров. Особая статья убытков от морских аварий – это последствия воздействия на экологию окружающей среды. Вряд ли те суммы, которые приводятся в отчетах и прессе, отражают действительный ущерб, который наносится природе в результате морских аварий, особенно с судами, перевозящими опасные грузы.
Поэтому на первое место при транспортировке грузов должна быть поставлена профилактика аварий, связанных с их перевозкой. Это позволит снизить аварийность и минимизировать деятельность, связанную с расследованием аварий, что требует также значительных материальных и моральных затрат.
В связи с этим сюрвейерская деятельность может и должна стать частью корпоративной культуры компании. Какие же при этом наблюдаются преимущества? Прежде всего, профессионализм и авторитет сюрвейерской компании позволит высвободить часть стояночного времени для экипажа, а это сэкономит его потенциал, который потребуется на выходе из порта и в дальнейшем на переходе. Профессионализм сюрвейеров обеспечит контроль правильности и надежности крепления грузов.
Особо следует отметить объем включенных в перечень сюрвейерских работ. Только один их перечень составляет более двух десятков пунктов. Для выполнения работ сюрвейер должен обладать знаниями и навыками производства измерений. При исследовании качества грузов принято исследовать их в лабораторных условиях, и сюрвейер должен знать требования стандартов. Особые требования предъявляются к проведению измерений и расчетов, особенно, наливных и навалочных грузов (следует отметить, что из-за неточности измерений мировая экономика несет убытки, составляющие до 2% от проведенных измерений). Естественно, что судовые специалисты имеют больше шансов ошибиться при проведении как измерительных работ, так и грузовых операций. Причины – отсутствие опыта, усталость или нехватка времени.
Немаловажное значение имеет и знание нормативной базы в области технологии перевозки грузов и контроля качества загрузки судов. Список Конвенций ИМО, требований Меморандумов, условий чартеров и коносаментов, документов РФ и прочей документации весьма внушительный. Учитывая же текучесть кадров, особенно на морском транспорте, судовые специалисты не успевают накопить знания, а, тем более опыт, для выполнения качественного контроля при грузовых операциях.
На практике, чаще всего, к услугам сюрвейерских компаний прибегают в случае какого-либо происшествия, и это правильно. Но гораздо разумнее воспользоваться услугами сюрвейерской компании a priori. Систематическое сотрудничество с сюрвейерской компанией позволяет судовладельцу и грузоотправителю судить о качестве предоставляемых услуг – с одной стороны. С другой стороны, грузополучатель также будет находиться в курсе качества услуг оказываемых сюрвейерской компанией. Такой уровень взаимоотношений неизменно приведет к высокой степени доверия между участниками транспортного процесса. Независимость сюрвейерской компании, и ее объективность способны стать гарантом снижения аварийности по причинам несоблюдения требования, предъявляемым к перевозке грузов.
Каждая сюрвейерская компания, конечно же, имеет свои наработки в части проведения работ, но есть и единые, в которых предусмотрены принципы составления отчетов. Все предусмотреть нельзя, поэтому только высокий профессионализм и опыт способны содействовать всестороннему проведению экспертизы.
Безусловно, подспорьем может послужить «Руководство по проведению сюрвейерских работ на транспорте», автором которого является признанный авторитет в этой области Президент Ассоциации независимых сюрвейеров России и СНГ, профессор В.И. Снопков.
Действия по проведению экспертиз не являются чем-то застывшим, несомненно, это процесс творческий. Поэтому аккумулирование передового отечественного и мирового опыта в обеспечении качественной перевозки грузов должно своевременно фиксироваться специалистами, каковыми и являются независимые сюрвейеры.
Статистика аварийных случаев судов, связанная с грузом, свидетельствует о необходимости перемещения ответственности за грузовые операции на более опытного специалиста. На западном флоте это старший помощник капитана. Учитывая кризис с кадрами в судоходной отрасли, рост по служебной лестнице происходит довольно быстро. Молодой специалист еще не успевает освоить обязанности младшего помощника, как ему предлагают более высокую должность. Что и говорить, соблазн велик, и желание быстро сделать карьеру берет верх. Такое «благое» стремление идет в ущерб безопасности мореплавания. В связи с тем, что на внутренних водных путях исполнение требований МКУБ ведется не должным образом, с речными судами аварийных происшествий больше.
Совокупность знаний и опыта сюрвейерской компании при выполнении своей деятельности в период погрузо-разгрузочных работ, способны принести заслуженный авторитет и способствовать повышению безопасности мореплавания так же и судоходной компании.
Однако, только знаний и опыта недостаточно, чтобы рейтинг сюрвейерской компании стал непререкаемым. Ведь сюрвейерские действия сопряжены с преодолением давления заинтересованных сторон. Это могут быть самые различные структуры со своим субъективным мнением. Следовательно, сотрудникам сюрвейерских компаний следует понимать, что в своей деятельности они должны руководствоваться не только нормативными документами, но и уметь вести переговоры. Уметь отстаивать свою точку зрения. Но делать это они должны тактично и грамотно.
Регулярное сотрудничество судоходных и сюрвейерских компаний принесет свои плоды в виде устойчивых кондиций со стороны исполнителей грузовых операций. Кроме того, плановые работы по сюрвейерским процедурам не будут приводить к спешке и нагромождению одних задач на другие как в сюрвейерской, так и в судоходной компании.
В заключении следует отметить, что качество работы сюрвейера зависит не только от качества выполнения экспертизы составления соответствующей отчетной документации, но от того, насколько этично принимается сам заказ. Одно дело, когда заказ плановый и его процедуры предсказуемы, другое дело, когда клиент обращается после случившегося происшествия. Работник сюрвейерской компании должен понимать, что с ним разговаривает человек в той или иной мере в состоянии стресса. Поэтому нужно спокойно и терпеливо выслушать сбивчивый рассказ. Уметь задать стандартные, но наиболее важные вопросы, обеспечить устойчивую связь с сюрвейером, которому поручена экспертиза. В задачу сюрвейера входит минимизировать время прибытия на место происшествия.
Еще раз следует подчеркнуть, что стабильность отношений и взаимодоверие перевозчика и сюрвейерской компании, в конечном итоге, благотворно повлияет на рейтинг перевозчика и на безопасность мореплавания в целом.
Пополнение института независимых сюрвейеров, видимо, предпочтительнее проводить из числа моряков, имеющих практический опыт работы с грузами на судах, и прошедшими необходимую дополнительную подготовку, если того требуют обстоятельства.
Сюрвейерским компаниям было бы полезно обмениваться накопленным опытом, и наиболее удачные их них – внедрять на практике.
У судоходных компаний может появиться источник пополнения квалифицированных кадров из числа сюрвейеров на короткий период. Также они смогут рекомендовать своих работников, переходящих на береговую работу, в зарекомендовавшие себя сюрвейерские компании. Такое взаимодействие позитивно отразится на благосостоянии всех сторон, задействованных в судоходном бизнесе.